Бердяев противопоставлял нравственность подлинную и неподлинную, социальную; утверждал индивидуальные нравственные ценности и отрицал общезначимость, общеобязательность морали. Н. Бердяев писал: "Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом есть... единственно важное дело".
Все философы-идеалисты разделяли эту точку зрения. Им были свойственны пессимистическое отношение к действительности и оптимизм, связанный с утверждением высшего идеала, который должен преодолеть зло и придать смысл жизни.
2. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени
Развитие этической мысли конца XIX - начала XX вв. находилось в зависимости от развития индустриальной цивилизации.
С усилением кризисных явлений в обществе в буржуазной морали происходит отказ от принципов гуманизма и получают распространение идеи национализма. Этические концепции конца XIX - второй половины XX вв. основаны на принципах релятивизма, субъективизма и волюнтаризма.
Прагматизм. Представители этого направления - Д. Дьюи, Ч. Пирс и др. - представляли этику как практическую науку, которая рассматривает утилитарные проблемы.
Основные положения прагматического направления:
• основой морали является стремление людей к достижению выгоды;
• человек в своих действиях руководствуется текущей моральной ситуацией и оценкой ближайших перспектив;
• любой характер деятельности и средства достижения цели оправданы самой целью.