Особенности синтеза национальных традиций и современного музыкального языка в хоровом творчестве Л.Дычко
13

2.3 Жанровые истоки хоровых сочинений

 

В своем творчестве автор использует различные жанры украинского музыкального фольклора. Ее внимание привлекают и лирические песни, примечательные разнообразием ладовой структуры, и задорные, энергичные мелодии веснянок. Интересен композитору и древний украинский фольклор, сохранивший наиболее самобытные черты – думы, плачи, исполненные глубокой задумчивости и скрытой боли.

Очень выразительно и органично «озвучивание» исторических песен прослеживается в кантате «Червона калина». В кантате «Чотири пори року» главным стилевым источником послужили мелодии веснянок, купальских, обжинковых, колядок, щедривок. Использование ключевых ритмических и мелодических формул и структур характерны для календарно-обрядового цикла – результат стремления композитора мыслить «в ключе» закономерностей определенных жанров.

Частое использование «мелодической попевочности» в структуре произведений характерно для творчества Л.Дычко и говорит о склонности мыслить выразительными, характерными образами жанрового склада. Сопоставление коротких тематических эпизодов (попевок) используется автором в экспозиционных и в разработочных частях и порой приобретают черты мозаичности; а в тональном отношении красочные, многослойные полифонические переклички попевок напоминают красочную фреску.

Для музыки Дычко, как и для украинского фольклора, характерна любовь к смешанным и переменным размерам. Неравномерное распределение метрических акцентов, переменность ритмической пульсации чаще всего встречается в музыке, специально написанной в народном стиле, но без применения подлинных народных мелодий. Н.Гордийчук отмечает: «Используя слова народных песен, Дычко тем самым усложнила свое задание. Ведь общеизвестно, что существует идеальное взаимодействие в