2.4 Основные новаторские черты хорового стиля Л.Дычко
Подводя итоги проделанного анализа, хотелось бы высветить основные новаторские черты хорового стиля Л.Дычко в контексте анализируемого синтеза национального и современного начал.
Итак, индивидуализированные новаторские черты стиля Леси Дычко проявились, прежде всего, в области гармонии и ладовой основе музыки, главными среди которых являются следующие:
1. Обращаясь к народно-поэтическим текстам, композитор, за исключением нескольких случаев, не использует оригинальных мелодий. Автор создает собственные темы на основе трансформации народно-песенных образцов. Тяготение к темам славянской мифологии обусловили обращение композитора к речитативно-декламационным думным напевам («Лебеді материнства»), плачам, с присущим им ладовой изменчивостью, свободной структурой, речитативностью, мелодекламацией, импровизационностью. Обращается внимание на использование узкообъемных ладов, пентахордных попевок не только в хоровых произведениях светского характера, но и в духовных опусах. Это связано с сохранением церковного канона псалмодирования.
2. Композитор, согласно народно традиции гибко применяет эффекты ладотональной переменности. Она обогащает ладовую палитру сопоставлением ладов народной музыки, сочетая их с мелодико-интонационными авторскими оборотами и псалмодированием.
3. Ладовая изменчивость, микромелодические сдвиги на ладово-переменном уровне создают повторно-вариантное развитие. Довольно часто явление ладовой изменчивости сочетается с мелодическими модуляциями.
4. Распространенным приемом, что приводит к созданию вертикали и последовательного уплотнения фактуры является ленточное голосоведение. Как утолщение мелодической линии применяется двойная лента