Архитектура и градостроительство в крупных городах
9

Сторонники «антиархитектуры», в основном дизайнеры, призывали к отказу от традиционной эстетики и создавали новые эстетические представления – эстетизацию новой техники. Теория «тотального» дизайна Р.Фуллера. Соци-альным и эстетическим утопиям он противопоставил утопию технократичскую. Он отвергал все функции архитектуры: эстетическую, информационную, культурную, - кроме чисто утилитарной. Его концепция отвергала архитектуру вообще. Он видел архитектуру в ее максимальной дематериализации. Он заявлял, что техника – инструмент решения всех проблем. От архитектуры промышленных зданий хай-тек обратился к архитектуре общественных зданий, придавая им элементы промышленного дизайна. Хай-тек отражал начало новой эпохи, эпохи высоких технологий, компьютерной техники и массовых коммуникаций. Он отличается от эстетики постмодернизма отсутствием нарочитой декоративности. К концу ХХв. Это направление оформилось в самостоятельное явление в мировом архитектурном процессе. Оно прочно ассоциируется с авангардом.

Мотивы мощной пластики нарастают в ряде техницизированных произведений рубежа ХХ и ХХ1 вв. Это работы Б.Чуми во Франции, С.Калатравы в Испании, Франции, США. Повышенное внимание к пластике и экспрессии форм с применением новейших технологий позволяет отнести последние работы С.Калатравы к техноэкспрессионизму. Если какой-то архитектурный стиль и можно назвать международным, в том смысле, что он присутствует в любой стране мира, то это определенно деконструктивизм. Однака и у этого стиля есть корни: деконструктивизм зародился в элитных архитектурных школах Великобритании и США, в которых творческое самовыражение представлялось основной целью архитектора, поощрялось критическое отношение к культурному наследию и всяческое инакомыслие. Несмотря на это (а возможно, и благодаря этому), деконструктивизм стал наиболее популярным направлением в архитектуре музеев, галерей и других учреждений, претендующих на особый культурный статус. Насмену постмодернизму и в качестве его альтернативы во второй половине 1980-х годов пишел деконструвизм. В 1988 году Музей современного искусства в Нью-Йорке провел первую выставку деконструктивисткой архитектуры. П.Эйзенман, один из лидеров этого направления. Он один стал теоретиком этого направления. К нему вскоре присоединились и другие архитекторы, которые принимали участие в выставке в Нью-Йорке: Ф.Гери, Д.Либескинд, Р.Кулчаас, З.Хадид, Б.Чуми и другие. Они стали конкретизировать в своих экспериментах идеи, которые были связаны с конструктивизмом и супрематизмом 1920-х годов.