Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1

Введение

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения  и примирения порой рождают шедевры – оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

  Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере поэмы А.С. Пушкина и оперы М.И Глинки, показать связь литературного произведения с музыкальным.

Задачи работы:

1. Определить понятия поэмы и оперы

2. Провести анализ поэмы и оперы в отдельности с целью выявления ключевых моментов и образов.

3. Провести сопоставительный анализ и  посмотреть как поэма А.С. Пушкина воплощается в опере М.И.Глинки.

1. Поэма и опера как жанры искусства.

  Для того, чтобы провести сопоставительный анализ поэмы А.С.Пушкина с оперой М.И. Глинки для начала обратимся к ключевым понятиям.

Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю). Большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде.
Опера. Синтетический жанр музыкально-драматического искусства , появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально -- труд, дело, сочинение).

2. Анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

"Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шопот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои."