Проблемы народных религиозных движений
1

Глава 1. Источники формирования проблемы народных религиозных движений среди демократической интеллигенции накануне «хождения в народ»

     В первой главе настоящего исследования предпринимается попытка установить место и роль народных религиозных движений в планах народнической молодежи  непосредственно перед «хождением в народ». Решение поставленной задачи предполагает проведение аналитического обзора «расколосектантской» доктрины революционных народников в соответствии с их общими понятиями о взаимоотношениях русского народа и государственной власти, проблемы истоков появления «раскольничьего» вопроса в идеологическом поле радикально мыслящей молодежи.

     Ранее подчеркивалось, что в историографии вопрос о взаимоотношениях «активных» народников и оппозиционных господствующей русской православной церкви религиозных обществ в 70-е гг. ХIХ века, за редким исключением, детально не рассматривался. Между тем, анализ источников позволяет выявить довольный «мощный» отряд пропагандистов и агитаторов, отправившихся в 1874-1876 годах именно к «религиозным диссидентам». Это, например, И.И. Каблиц, И.Ф. Фесенко, Д.А. Лизогуб, В.А. Данилов, Н.М.  Барков, А.С. Емельянов (Боголюбов), Л.Г. Дейч, Я.И. Стефанович, Е.К. Брешко-Брешковская, И.Я. Ковальский, М.Ф. Фроленко, И.В. Дробязгин, И.Ф. Волошенко, Н.К. Бух, А.Я. Ободовская, С.М. Кравчинский, Д.А. Клеменц, Д.М. Рогачев, О.В. Аптекман, Ф.Н. Юрковский, Д.А. Аитов, С.С. Златопольский, Т. А. Квятковский, Л.С. Городецкий, С.С. Синегуб, С.А. Харизоменов[1]. Количество людей, наличие в этом списке лидеров движения позволяет выдвинуть гипотезу об определенном концептуальном подходе в деятельности народников по отношению к староверам и сектантам. Качественная характеристика такого подхода, в свою очередь, невозможна вне осмысления причин, опред