Понимание человека и его потребностей в древнеиндийской философии
17

стоинствами индивидуальных душ.

 

2.5 Система мимансы

 

Миманса была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуала. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии ведийского ритуала.

Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно, написанные или устно распространяемые веды - это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия - знание возникает. Когда чувства здоровы, даны объекты и все вспомогательные условия происходит восприятие. Когда имеются достаточные данные - делается вывод. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений. Если существует какая-либо причина для сомнения, знание совсем не возникает, так как отсутствует вера. Подобно этому, при чтении вед мы получаем одновременно и знание и веру в то, о чем они говорят. Достоверность ведийского познания так же самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают какие-либо сомнения, то они устраняются аргументами мимансы: после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю.