Эволюция общественного сознания колоний Северной Америки по материалам художественной литературы XVII – XVIII вв.
29

чтобы Америка пошла по проторенному пути, так как слишком хорошо знал, куда он может привести. Джефферсон выступал против приверженности аристократическим системам государственного управления, существовавшим в странах Старого света, потому что это могло бы привести к возрождению в Америке всего того зла, уничтожение которого являлось основной задачей. В Америке не следовало создавать никаких подобий европейских государственных систем. Здесь могла существовать только демократическая власть, единственной целью которой было благоденствие развивающегося американского народа. Джефферсона не заботила прочность и стабильность государственной системы, однако, его заботило государство, которое не только откликается на волю большинства, но и заботится о ее выполнении. Общественное благоденствие и человек стояли в его системе политических ценностей на порядок выше конституции и законов: « Мудрое и бережливое государство, государство, которое будет пресекать попытки людей наносить друг другу вред и в то же самое время предоставит им свободу трудовой деятельности и совершенствования и не станет отнимать  у труженика заработанный им хлеб, - вот каким должно быть хорошее государство, которое необходимо нам, чтобы сделать наше счастье полным».[1]

Джефферсон стал первым великим руководителем, создавшим систему политической философии, исходившей из американской экономики и образа жизни. Свою жизнь он посвятил служению делу свободы развивающийся Америке.

XVIII в. свидетельствует о эволюционном изменении общественного сознания колонистов. Литература начинает освобождаться от теологических покровов, в ней все активнее заявляет о себе светское начало, которое к концу столетия становится уже доминирующим. Это приводит к важным изменениям в системе жанров и зарождению новых, на первый план выдвигается публицистика и к концу XVIII в. достигает небывалого расцвета.


[1] Jefferson T. Works. Vol. VII. P. 356.