“Мейдзи исин” как консервативная революция: историографический обзор
3

Понимание современной истории Японии стоит отсчитывать от Мейдзи исин в 1868 г., которая дала новый толчок для развития страны, а также подала пример для других стран. Множество работ посвящено пониманию Мейдзи исин и тем событиям, которые она повлекла за собой. Большинство из данных работ делают акцент на изучение социально-экономических аспектов Мейдзи исин, а также используют схемы и модели, которые характерны для западных стран, что приводит к не совсем правильному пониманию. Так упускается культурный, а в особенности духовный аспект, которые во многом влияли на характер Мейдзи исин, а также на саму модернизацию страны.

На протяжении всего XX в. в изучение многих вопросов связанных с Мейдзи исин превалировала леволиберальная  историография, которая говорила о реакционности и не законченности Мейдзи исин, что не совсем верно. В конце XXв. появляется работа[1], которая пытается рассмотреть Мейдзи исин с консервативной точки зрения, которая, по мнению автора, даёт более объективную оценку данной революции.

В данной работе я попытаюсь проанализировать концепцию “консервативной революции”, которая была впервые приложена В. Э. Молодяковым именно для тех событий, происходивших во второй половине XIX – первой половине XX вв в Японии. Но перед этим необходимо рассмотреть работы, которые пытаются проанализировать суть самой “консервативной революции”.

Данное движение появляется в среде немецкой интеллигенции после проигрыша в Первой мировой войне и революции в 1918 г., которая провозгласила создание Веймарской республике. Множество работ посвящено этой идеологии, но при этом существуют разногласия в её понимание, поэтому анализ немецкой и отечественной историографии позволит создать общее понимание “консервативной революции”.


[1] Молодяков В. Э. “Мейдзи исин” – консервативная революция. Проблемы дальнего востока. 1993, №6