“Мейдзи исин” как консервативная революция: историографический обзор
7

Работа[1] Ш. Бройера, вышедшая в 1993 г., дала новый толчок для изучения и возобновления дискуссий о “консервативной революции”. Истоком для КР он видит кризис буржуазного сознания, а также процессы модернизации, которые осуществлялись в ту пору в Германии. Также он говорит, что для КР больше характерно проявление модернизма, чем консерватизма. Также КР, по его мнению – проявление нового национализма наравне с национал-социализмом. При этом Ш. Броейр отмечает разнородность среди представителей “консервативной революции”. Для этого он разбирает это течения, изучая его по личностным и структурным компонентам, и приходит к выводу о том, что для КР характерно отсутствие единства взглядов. Поэтому он считает “консервативную революцию” лишь формой выражения кризиса буржуазного мировосприятия в республике, которое оформилось в новое националистическое движение.

 

1. 2 Советская и отечественная

историографическая мысль

 

В советской историографии подобным проблемам уделялась мало внимания. В контексте эволюции консервативной мысли  её проанализировал в своей специальной статье[2] по историографии “консервативной революции” П. Ю. Рахшмир. Он говорит от размытости границ данной идеологии из-за отсутствия программного и организационного единства. Также он говорит о сходстве появления, идейной и социально-политической составляющей между КР и национал-социализмом.  П. Ю. Рахшмир отмечал, что данный вопрос в марксистской историографии слабо изучен и что, надеяться на дальнейшее осмысление КР.


[1]  Breuer St. Anatomie der Konservativen Revolution. - Darmstadt, 1993.

[2] Рахшмир П.Ю. Проблема взаимосвязи нацизма и “революционного консерватизма"

в буржуазной историографии II Ежегодник германской истории. 1972. - М., 1973.