1.2. Психологические и социальные механизмы формирования стереотипов
Точно, выделяют два основных источника вырабатывания стереотипов (и обыденных знаний вообще)[1].
Это достаточно узкий субъективный или
групповой предыдущий опыт и узкая информация, которой люди располагают в обыденной жизни, а также отдельные специфичные явления, появляющиеся в кругу межличностного общения и взаимодействия - субъективная избирательность, воздействие указаний, слухов, эффектов "ореола", первичности, новизны и т.п. Следственно вытекает второстепенность- случайность отдельных аспектов стереотипа. В этом взгляде стереотип
представляет собой аккумулированные сгустки разрозненного персонального и группового опыта, отображающие сравнительно общие, повторяющиеся в нем свойства и особенности явлений. Бесспорная недостаточность этого опыта показывает как бы вынужденной, нужным основанием для вырабатывания и употребления стереотипа, а также предназначается истоком их эмоционально-чувственного, "жизненного" насыщения.
Подобная "неосознаваемая культурно-коллективная переделка" полагает, что есть надындивидуальный уровень переработки информации, где процесс течет в рамках культуры и по правилам данной культуры, причем сам процесс человеком не осознается. Следовательно, с этим правомерно анализировать связь стереотипа с архетипами, о которых пойдет речь ниже.
С противоположной стороны, значительным источником развития стереотипа является целеустремленная деятельность СМИ и социально-политической агитации. Правила массовой коммуникации требуют усредненно-обобщенного, стереотипизированного общения: сам процесс передачи, например, некой политической идеи на массовое сознание вероятен только в форме установленных стереотипов.) Процесс тиражирования
[1] См.: Каферер.Слухи//Политология вчера и сегодня. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. -С. 198-207.