Мифы финно-угров
13

искусством заклинания, благодаря ему он не только создает мир из снесенного птицей, яйца, но без его песен в мире исчезает радость. Вяйнямейнен создатель скал, рифов, он же создал и озера, богатые рыбой. В карело-финских рунах ему противопоставляется молодой неудачник Еукахайнен(он может быть родом из России или Швеции) едет состязаться с Вяйнямейненом в песнях, на дороге их сани  сталкиваются, и уступить путь должен мудрейший. Еукахайнен выдает себя творцом мира, но настоящий создатель мира-Вяйнямейнен одним заклинанием загоняет обманщика в болото, и выпускает его только тогда, когда тот дает выкуп-сестру в жены Вяйнямейнену. Этот поединок напоминает нам о состязаниях колдунов у разных народов. Так, к примеру, у саамов сохранился рассказ о том как один колдун Ломпосоло призвал созданного из камней идола-сейд, который помог в рыбной ловле, а другой колдун сбросил идола в реку, но Ломпосоло вновь создал идола и удача снова ему сопутствовала. Другим соперником Вяйнямейнена является Ильмаринен, который тоже считается создателем мира,его образ восходит к божеству неба, воздуха, погоды. Ильмаринен-"кователь небесного железа",здесь мы можем сравнить его с греческим богом-кузнецом, Гефестом.[1] Он выковал небо так , что на нем не осталось и следов от молота и клещей, также он выковал первый плуг для героев Калевы. Так как Ильмаринен первым высекает пламя а происхождение огня и грозы является одним из центральных сюжетов в мифологии, то следовательно, что Ильмаринен-бог громовержец.

                                 Герои-великаны-сыны Калевы                                                                                  

              В прибалтийско-финском фольклоре первые герои представляются нам великанами, именовались они калеванпойками-сыны Калевы, Калева-это космический богатырь:его звезда-Сириус, созвездие Ориона -его меч. В русских былинах сыны Калевы известны как Колывановичи. В XVI веке М.Агрикола рассказывал о великанах Калевы, то, как они косили луг, тем


[1] Там же. С .113