Как соотносятся понятия общество – культура – человек
15

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры стало мифологическое сознание. Мифы окутали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» культуры. Их устная трансляция обеспечивала установление единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в свои мифы скрепляла сообщество и и вместе с тем отделяла его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.

Поэзия мифов была первой формой литературного творчества. Но мифологическая символика воплощалась не только в словесной форме, она выражалась также в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и др. В результате мифология создавала атмосферу для появления разных видов первобытного искусства. В мифах закреплялись и освещались практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, населявших мир, зарождалось религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретичном) виде первобытная мифология заключала в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделялись из нее на последующих ступенях развития человеческого общества: религии, искусства, философии, науки.