Древнерусская культура. Иконопись Средневековой Руси
13

Изображение Марии и младенца в позах взаимного  ласкания  - по-русски  обозначалось  как «Умиление». 

Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.  Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в  его лике,  в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

Почитание «Богоматери Владимирской» привело не только к тому,  что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип «Умиление», к которому она принадлежала.  «Умилением» является прославленная «Богоматерь Донская» - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,  в битву на Куликовом поле,  где одержана была великая победа над татарами.

Кроме изображений типа «Умиление»,  многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,  которые назывались «Одигитрия»,  что означает «Путеводительница». В композициях «Одигитрия»,  Богоматерь изображена во фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,  обращенном к сыну.  Иногда «Богоматерь Одигитрию»,  называют «Богоматерь Смоленская».  Дело в том,  что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитри» находился в Смоленске.