Значение агона и пайдейи в культуре Древней Греции
5

Здесь Гомер дает описание полиса, описание города в мирное и в военное время. Но за этими строчками просматриваются видовые особенности агона. В мирном полисе агон - состязание, игра, в военном полисе агон - борьба, интересно, что перед воинством выступают Арес и Афина в золотом одеянии. Они могут олицетворять агон-состязание и агон-борьбу, при этом Юнгер отмечает, что само построение «Илиады», ее композиция основывается на трех агонах. Первый – война греков с троянцами, второй – споре Ахилла и Агамемноном, третий – в дружбе Патрокла и Ахилла. Война греков с троянцами – необходимое условие существование всего эпоса, тогда как два других отношения, подчиненных первому, наполняют этот эпос движением и жизнью. С ними соотносится всякая перемена событий, и повороты в развитии действия всегда сохраняют с ними связь. Надо постараться понять, пишет Юнгер, что дружба Ахилла и Патрокла, эта величественная дружба, которой посвящена значительная часть повествования, тоже является борением (агоном), как и борьба греков с троянцами или спор Агамемнона с Ахиллом. Во взаимной симпатии, которую проявляют Ахилл и Патрокл, чувствуется дух соревнования, состязательность в дружбе. Патрокл в доспехах Ахилла, отмечает Ф.Г. Юнгер, – это картина эроса, проникнутая агоном. Так, проявляется третий вид агона-эроса, над которым стоит Афродита. Обратим внимание, что и при описании мирного полиса Гомер прибегает к описанию свадебного торжества, а уже затем к спорщикам, перед лицом «старцев градских» и войне перед лицом богов. Агон, осмысленный в античной культуре, как борьба, состязание или эрос, восходит своим истоком к возникновению оружия, внутривидовому отбору и головокружительному, по словам К. Лоренца, темпу развития. Агрессивное поведение выражает силу жизнеутверждения, через которую происходит сохранение человека как биологического вида.