Вариант 3
7

2. Душа и дух в анимизме

 

Для ответит на вопрос: что же представляет собой душа, древние люди пытались прежде всего понять, в чем состоит разница между живым и мертвым телом, почему человек большую часть времени бодрствует, а меньшую спит и т. д. Делая выводы из собственных наблюдении, древние философы пришли к заключению, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак; находятся они в тесной связи с физическим телом человека, так как жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его второе «Я». Следовательно, и призрак, и жизнь отделимы от тела. Жизнь может покинуть тело и оставить его бесчувственным, а призрак может появляться отдельно от тела, вдали от него. Другим моментом в осмыслении души был вопрос о соотношении жизни и призрака, вследствие чего появилось понятие о личной душе, или духе. Эти понятия у примитивных обществ определялись следующим образом: душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает так же физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отделённый от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них. Но не стоит думать, что все народы думали именно так. Так например «у тасманийцев, алконгинов, яроваков, зулусов, басутов слово, обозначающее душу, обозначало одновременно и тень. Это значит, что по крайней мере в период своего возникновения понятие души у этих народов было тождественно понятию тени, т.е. было материальным. У караибов и тонганцев одним словом обозначены понятия души и сердца. У западных австралийцев, калифорнийских нетела, некоторых гренландских эскимосов, у малайцев, у огромного количества других народов, включая многие современные культурные народы, одни и те же или чрезвычайно родственные слова обозначают душу и дыхание, у коренов, папуасов, арабов, древних евреев одним словом обозначались душа и кровь».