Макроструктура деятельности
13

Итак, ни статус «способа», ни соотнесенность с ус­ловиями, ни величина, или масштаб акта не позволяют, безусловно, определить его деятельностный ранг, т. е. ответить на вопрос, является ли он действием или опе­рацией.

Наиболее точный психологический признак, разли­чающий действия и операции — осознаваемость/неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко не всегда. Он перестает работать как раз в по­граничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится сущест­венной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности.

Единственный путь, который сейчас видится,— это использование объективных индикаторов, т. е. поведен­ческих и физиологических признаков, деятельного уров­ня текущего процесса[9].

 

3. Структура зоопсихологии как науки.

 

Перейдем  к  последнему,   самому  низкому  уровню в   структуре   деятельности психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет де­ятельность, нельзя забывать, что этот субъект представ­ляет собой одновременно и организм с высокоорганизо­ванной нервной системой,  развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п. По существу, психология никогда об этом и не забывала, но ей не удавалось органически включить работу мозговых механизмов в психическую деятельность. Эта работа рас­сматривалась, например, В. Вундтом параллельно с ана­лизом процессов сознания. Под психофизиологическими функциями в теории де­ятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способнос­тей нашего организма, такие, как способности к ощуще­нию, к образованию и фиксации следов прошлых воз­действий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, ко­торые созревают в течение первых месяцев жизни.