Трансформация внутриполитической системы Турции после прихода к власти ПСР
46

1.1.           Проект Конституции 2007 года. Референдум по закону № 5678

 

С сентября 2007 с подачи ПСР в прессе поднимается вопрос о необходимости полного изменения Основного закона страны. В этой связи примечательно выступление Р. Т. Эрдогана 25 ноября 2007 года, в котором он не скрывал намерений партии: «Нынешняя Конституция 1982 не может обеспечить приход страны в 21-ый век – она тормозит развитие экономики, слишком тесны ее одежды».[1]

Работу над проектом новой конституции начала специальная парламентская комиссия, которую возглавил депутат от ПСР М. Фырат, профессоры Ергун Озбудун, Зюхтю Арслан, Явуз Атар, Фазыл Хюсню Ердем, Левент Кокер и доктор Серап Языджи. В разработанном комиссией документе, в основу которого легла испанская Конституция, основные изменения касались иммунитета судей, расширения понятия лаицизма, гражданства, официального языка, снижения контроля над религиозным образованием.[2] Подготовленный Е. Озбудуном, текст предусматривал сокращение полномочий президента при назначении ряда высших чиновников и дипломатов, введение выборности ректоров, ликвидацию Высшего совета по образованию, увеличение числа судей Верховного суда и предоставление университетам автономий.

Заявления Р. Т. Эрдогана встретили широкий резонанс в обществе. НРП обрушилась на ПСР с резкой критикой, обвиняя правящую партию в исламизации. Более умеренные политики и общественные деятели, соглашаясь с тем, что некоторые положения действующей Конституции 1982 года устарели и не отвечают ни реалиям современной Турции, ни ее стремлению вступить в ЕС, не соглашались с идеей полной замены Основного закона. В качестве довода они приводили Конституцию США, в которую вот уже на протяжении 200 лет вносятся изменения, но не переписывают полностью.

Беспокойство кемалистов было не случайным. Существенное расширение принципа лаицизма в проекте Конституции по существу выводило религию из-под жестких ограничений, установленных еще К. Ататюрком. Формально лаицизм оставался одним из ключевых столпов политической системы. Лидеры ПСР неоднократно высказывались в поддержку данного принципа как такового, а Р. Т. Эрдоган не переставал повторять, что «Турция – демократическое, лаицистское, социально-правовое государство. Все в Турции являются сторонниками демократии, лаицизма».


[1] Киреев Н. Г. Некоторые проблемы светскости и гражданского общества в Турции в начале XXI в.. С.25.

[2] Yeni Anayasa Taslağı. 2007.