Особенности синтеза национальных традиций и современного музыкального языка в хоровом творчестве Л.Дычко
10

2.2 Переосмысление интонаций и характерных формул украинского фольклора

 

Национальные черты музыки Дычко проявляются, прежде всего, в ладовых особенностях ее произведений. Обращение композитора к фольклору помогло выйти за пределы тональностей мажора и минора, обогатило музыкальный язык особенностями ладов, характерных для украинского народно-песенного творчества. Она широко использует все типы ладовой переменности, свойственные украинскому фольклору. Встречаются терцовая переменность параллельных ладов, реже кварто-квинтовая, секундовая переменность. Часто применяется ионийский, миксолидийский лады (характерные для народных песен центрального Приднепровья), дорийский, гуцульский лады (отличительные диалекты Прикарпатья). Композитор вводит в гармоническую ткань элементы мажоро-минорной системы, дважды гармонический минор, переменный лад. В обогащении тональной структуры хоровых композиций известную роль играют некоторые искусственные ладовые системы, - например, целотонный звукоряд. Иногда Л.Дычко использует сопоставление и совмещение различных диатонических ладов с элементами мажоро-минорной системы, некоторую неоднозначность гармонической ткани, что приводит к тональной неопределенности – «внетональности».

В духовных хоровых произведениях (например, в «Урочистій Літургії» - 1999 р.) Л.Дычко  довольно часто можно встретить широкие распевы слогов, схожие с юбиляциями архаических церковных произведений. Однако, у современного композитора они усложняются мажоро-минорной системой, сложными ритмическими фигурациями, широким диапазоном, яркими динамическими контрастами.

Самые примечательные, сущностные признаки украинской народной мелодики - мягкая лирика, обрядность, чувственность, напевность  - находят свое воплощение в хоровых произведениях Дычко. Кроме того, композитор