Особенности синтеза национальных традиций и современного музыкального языка в хоровом творчестве Л.Дычко
3

 

Введение

 

Спорные и неоднозначные  художественные процессы, происходящие в украинской музыкальной культуре  ХХ-ХХІ века, а именно: с одной стороны - стремление к радикально новому музыкальному языку, новым техникам композиторского письма, с другой – апеллирование к идеалам прошлого, укрепление национальной основы - диктуют необходимость изучения данного синтеза в современном музыковедении. Особенно ярко этот феномен проявился в жанре хоровой музыки, который, как известно, исторически очень близок народному творчеству.
Одним из наиболее ярких признаков развития украинской хоровой культуры ХХ столетия является  коренное обновление системы "композитор-фольклор". Бесспорно, неразрывная связь профессионального и народного творчества характерна для всех этапов развития украинской музыки (вспомним замечательное хоровое наследие Н.Лысенка, Н.Леонтовича, Б.Лятошинского, К.Стеценка и др.), однако, именно со второй половины ХХ века наблюдается процесс интенсивного, самобытного и всестороннего обращения композиторов к фольклору, что значительно отразилось на образно-содержательной направленности их творчества, комплексе используемых выразительных средств.

На рубеже 60-70-х годов возникает новый виток композиторского творчества, получивший название "новой фольклорной волны". Основной предпосылкой его возникновения стало живое общение композиторов с исполнителями фольклора, постижение своеобразия и глубины народного пения. Поскольку в Украине новаторские неофольклорные принципы достаточно ярко претворялись уже в 1920-х годах в творчестве Л. Ревуцкого и Б. Лятошинского, то явление неофольклоризма в Украине, после почти тридцатилетнего перерыва, под названием "новая фольклорная волна" имело уже определенные традиции. Они стали продолжением, согласно