Энокультурное развитие слободской украины (на примере развития архитектуры слобожанщины в xvii -xix веке)
7

Богдана Хмельницкого против польско-литовского гнета ознаменовались целым рядом довольно крупных боев, таких как: Желтоводский, Корсунский, Пилявецкий и Зборовский, но исходы этих сражений еще оставляли возможным избавление украинского народа от гнета Литвы и Польши, и обретение независимости. Однако, произошедшая Берестецкая сеча, а точнее ее итог заставили жителей покинуть, занятые ими территории Заднепрянщины и они крупным потоком в 1651 году переселялись в приграничные с Российским государством земли. Как повествует казацкий летописец, имя которого  не установлено: «Тогда казачество поосажувало слободы на московских почвах в Слобидчини - и вот с тех пор стали осажуватися Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и все слободы казацким народом».

Следующая особенно тяжелая волна переселения пришлась на  дореволюционный период, названный украинскими историографами «периодом руин», так именуется отрезок времени с 1663 по 1687 год, когда, по свидетельствам известного украинского летописца Григория Грабянки, гетманом в Правобережье был Дорошенко и все Правобережье обернулось в пустыню. Грабянка повествует, что жители Правобережья поселились на безлюдных великорусских землях до самого Дона и основали множество городов и слобод.  «Как только, бывало, не покажется нашим людям - поднимаются всем селом с семействами и хлебом, который можно схватить, - и идут куда глаза, не зная даже, куда шагать.  И они шли на путешествие. Бросая навеки свой ​​дом, родной край, родину, паломники жгли свои дома и всякие здания, чтобы они не оставались в потомок врагам. Нелегко было народу бросать свою благодатную страну, но и новые места Слобожанщины тоже привлекали к себе переселенцев своими самородными богатство» - пишет Дмитрий Иванович Багалей.

Таким образом, процесс заселения данных территорий, ранее именуемых диким полем, стал результатом бегства больших масс людей со