Жизненный и творческий путь Карла Орфа
15

Тенор-фальцет исполняет «плач». Тембр голоса в соединении с причудливой мелодией, да еще в манере ironico (насмешливо). Звучит припев в «приплясывающем ритме» и обрывается на самом высоком звуке. Орф создает здесь пародию на определенный церковный жанр.

  В основе №13 также пародия на церковную службу. Однотонная речитация баритона прерывается бурными аккордами оркестровой группы, где половина партий отдана ударным инструментам. Проповедническая речь «настоятеля вольного монастыря» становится все неистовее, сопровождаясь «воплями» хора. Все завершает хор гуляк. Ритмическое остинато подхлестывает движение, таинственно-мрачные фразы, фагота и контрафагота в басу создают многозначительный фон, «вскрикивают» трубы. В партии хора, у тенора и баса, проходят две основные темы – речитация на одном или двух-трех звуках и эстрадные куплеты, совсем в духе XX века. В «эстрадную» тему проникают скупые интонации первой темы, а в кульминации пьяный восторг гуляк, выливается в залихватские возгласы; движение учащается и вдруг обрывается: резкий удар медных духовых все «уничтожает».

   Третья часть, резко контрастная второй, по смыслу продолжает первую. Ее название переводят как «Суд любви». В ее десяти номерах развитие идет «ступенчато» - к высокой эстетической кульминации в №24.

  Первые три номера (№15-17), красочные, изысканные, создают тонкие лирические образы. №20 и 22 полны безудержной энергии и натиска, а ансамблевый №19 и сольный №21 словно «сдерживают» общее настроение. №23 (только четырехтактовая каденция сопрано, почти без инструментов, - «Любимый мой»), как бы подготавливает завершающую кульминацию.