развития присоединяются социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и поведения. Сильные образные задатки, при недостаточном развитии словесного мышления, приводят к формированию своеобразной логики на этапе дооперационального (2-7 лет) представлений ребенок, который не способен к доказательству умом.
Ярким примером этого служат так называемые феномены Ж. Пиаже (где в основе заложен принцип сохранения массы, количества, объема).
К. Бюлер считал, что развитие мышления ребенка определяется его биологическим созреванием организма. Как и В. Штерн, К. Бюлер подчеркивает роль речи, слова в развитии мышления и выдвигает на передний план априорные (непроверенные опытом) категории [4, с.58].
Особенное внимание привлекает очень популярная концепция детского мышления, которую создал Ж. Пиаже [27, с.99].
Он определяет мышление ребенка до семи лет как синкретическое (слитное). При этом синкретизм изображается, по крайней мере, в первых основных его работах, как неделимая универсальная структура, восполняющая все мышление ребенка. Синкретизм выражается в том, что ребенок оперирует монолитными, недифференцированными схемами. Синтез у него не опирается на анализ. Вместе с тем он предполагает синтезирование. Эта структура, согласно Ж. Пиаже, обусловлена эгоцентрической природой ребенка [27,с.100].
Р. Декарт выдвинул формулу «Я размышляю, что означает, я существую». Если оставить в стороне общефилософское значение формулы и разглядывать ее только с конкретно-психологического плана, то эта версия становится естественной. Эта формула, очевидно, выдвигает мышление на 1-ый план в психической жизни человека, полагая мышление признаком существования человека: ничего так внушительно не обосновывает существования человека как акт мышления [12;13].