2. Появление иконописных школ – Новгородской, Псковской, Московской, «северных писем».
Развитие любой школы в церковном искусстве всегда основывается на религиозных постулатах и принципах того или иного духовного направления.
Так как язык иконы это специфическая форма выражения церковных постулатов с помощью цвета, пятна и линии, обличенных в иконописный канон, следовательно, сам иконический образ выступает как квинтэссенция духовных, эстетических и нравственных категорий, выраженных на иконной плоскости. Содержательное наполнение этих категорий в той или иной исторической формации происходит на основе национальных приоритетов, заложенных в духовной жизни того или иного народа.
Иконописный канон как организационная функция бережно (и даже трепетно) сохраняет духовную историю в жизни церкви, но не консервирует ее. Национальная традиция в данном контексте делает канон выразительным и оригинальным с точки зрения художественной составляющей иконического образа.
Так при соединении канона и национальных ценностей формируется неповторимый иконописный строй той или иной духовно-изобразительной школы (направления).
В данной связи наиболее яркой своеобразной национально-ориентированной и духовно-детерми-нированной выступают русские иконописные школы, имеющие тысячелетнюю историю своего формирования становления и развития. Наиболее древние упоминания об иконах и иконописцах мы находим в Киево-Печерском патерике (начало XIII в.). Константинопольским иконописцам было чудесное видение о строительстве храма в Киеве с подарком от Богородицы своего честно́го образа [1]. Неизвестно какая это была икона, но патерик указывает на то, что она попала в Киевскую Русь как благословение в путь будущим архитекторам Печерской церкви. Через десять лет после вышеописанных событий на Русь пребывают греческие иконописцы расписывать крупную киевскую церковь.