Вариант 3
15

[2]

К различного рода видениям люди в древности относились так же, как и ко снам, так как с этими явлениями были связаны первобытные теории о душе. Человек привык доверять своим органам чувств. Находясь на низкой ступени культурного развития, дикари твердо верили в объективность человеческих призрачных образов, которые являлись им во время болезни, предсмертной агонии, умственного или физического утомления, а также при употреблении одурманивающих и наркотических средств. Известны случаи, когда древние шаманы приводили человека именно в эту болезненную экзальтацию, чтобы при помощи видений он сумел достичь высшего познания или мирской власти.

Отношение к видениям соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе, и эти два разряда явлений дополняют и подкрепляют друг друга. Даже бодрствующий и вполне здоровый дикарь не обладает способностью различить субъективное и объективное, воображаемое и действительное, тем более если дикарь расстроен физически или умственно. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, он не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилизации люди всегда верят чрезвычайно живо и твёрдо в объективность человеческих призрачных образов, являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения или под воздействием наркотических средств. Человеческие привидения являются главными из этих фантастических форм.

Вывод. С возникновением  веры в духов и души (анимизма) появились и особые люди — шаманы (от эвенкийского слова, означающего «исступленный»), чья социальная функция состояла в общении с духами.
Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Зачатки их имелись уже в раннепервобытных общинах. У тасманийцев, австралийцев и других племен охотников, рыболовов и собирателей существовали смутные представления о душах умерших людей, о злых и добрых духах, обычно мыслившихся как физически осязаемые существа. Позднейшая трансформация анимизма представлена спиритизмом, т.е. общением с умершими.