Графическое оформление социальной акции
4

1.1 Язык визуальной коммуникации в социокультурной

деятельности дизайна

 

Дизайн – полифункциональное явление современной культуры. В контексте данной работы, направленной на изучение социокультурной деятельности дизайна, заслуживают внимания такие социальные функции дизайна, как:

- аксиологическая функция, которая реализуется благодаря знаковости формы и ее коммуникативности – способности передачи в форме как в знаке, коде, символе определенной ценностно-ориентирующей информации;

- коммуникативная функция, которая состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение. Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, «закодированную» художественно-образными средствами в дизайн-форме объектов;

- воспитательная функция, которая реализуется в процессе и результатах решения социально значимой задачи дизайна, заключающейся в повышении культуры, развитии эстетического вкуса людей и формировании гуманистических отношений, способствующих разностороннему развитию личности. Проявление этой функции дизайна в обществе становится возможным благодаря знаково-коммуникативной сущности вещей – произведений дизайна, культурный смысл которых опредмечен в их форме как носителе определенной системы ценностей [1].

Эти три функции, сообразуясь, максимально эффективно проявляют себя в некоммерческих (социальных) проектах. Дизайнеры сегодня должны осознавать ту меру социальной ответственности, которая лежит на их профессии. Графический дизайн «превращает информа­цию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпре­тированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, ви­зуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывает­ся новый тип профессионала — дизайнер-график становится визуальным коммуникатором» [2].

Объекты творческого внимания дизайн-графиков много­численны и многоплановы. «Рассматривая визуальную состав­ляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев. Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные уста­новки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки до­рожного движения и пр. Второй слой — средства визуальных коммуникаций в про­странствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таб­лички, рекламные объявления, плакаты и другие средства ин­формации. Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бы­