Философско-правовая концепция Никколо Макиавелли
3

Также стоит отметить, что в трактате народ не позиционируется как источник власти. Демократические идеи античности Макиавелли отвергает, вся власть находится лишь у государя, а народ играет в политической сфере роль пассивной массы, превращаемой с помощью различных средств государственного управления в послушный объект государственной власти. О правах народа на хоть малейшее управление государственной жизнью не сказано ни слова. В работе мыслителя описаны различные методы, с помощью которых можно управлять этой «массой». Мы можем проследить метод «кнута и пряника», но все же больше Макиавелли склоняется к «кнуту». В идеале народ должен бояться государя, но в то же время и любить. Нетрудно догадаться, что совместить эти две черты очень проблематично, поэтому автор труда склоняется больше к удержанию народа в страхе. Спектр направлений внутренней политики довольно узок: военные и полицейско-охранительные меры ( для поддержания внешнего и внутреннего порядка и защите народа от произвола), покровительство земледелию, ремеслам и торговле. Этим практически и ограничивается политика, направленная на благодеяния для народа. Сам Макиавелли считал, что народу и не нужно обладание какими-то гражданскими правами, поскольку их жизнь регламентирована строгими законами и правилами, но их беспокоит вопрос о неприкосновенности их собственности. Народ способен смириться с потерей свободы, престижа, влияния, но потерю имущества терпеть не сможет. Государь играет роль некого «опекуна», следящего за народом и оберегающего его. Но чтобы народ уважал и почитал государя, последний должен совершать время от времени некоторые благодеяния в противовес каким-либо репрессивным мерам в отношении народа. В то же время эти благодеяния следует совершать постепенно, чтобы как можно дольше продлить эффект, исходящий от них. Идея удержания народа в страхе неслучайно появилась в работе мыслителя. В основу положен тезис об антисоциальной природе человека. Автор убежден, что о людях «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечет нажива». Позднее этот тезис будет развит английским философом Томасом Гоббсом, считающему, что общество всегда находится в состоянии «войны всех против всех», именно поэтому такому обществу нужна управа в виде сильного государства.