Концепция цивилизации и варварства Доминго Сармьенто
17

     Хуан Факундо Кирога  в связи с этой концепцией представляется Сармьенто как инстинкт, намек, естественно возникший из сельской варварской среды; лидер, сеющий вокруг себя ужас, невежественный и примитивный игрок. В свою очередь, Росас является нам учредителем жесткой деспотичной системы, однако проводящим более тонкую политику с присущим ему духом Макиавелли, из-за чего даже Буэнос-Айрес, европейский оплот в Аргентине, стал жертвой варварства.[1]

Главной идеей концепции цивилизации и варварства является противопоставление между цивилизацией и варварством, как антагонистические пары: город - деревня, грамотность - невежество, унитарии - федералисты, светские военные - каудильо и т.д. Это противостояние, по мнению Сармьенто, является существенной проблемой, которая разрывает страну, и он в основном возлагает вину на "почву", которая, как он уверен, влияет на порождаемого ею человека. В городах - прогресс, разум, труд, культура, гражданское общество, законность; в деревне - застой, иррациональность, произвол, косность, тирания.[2]

Одним из главных факторов в этой проблеме, согласно Сармьенто, является политический, который представлен диктаторским режимом Росаса и настолько силен, что даже цивилизованный Буэнос-Айрес пал перед его варварством, не говоря уже о других небольших провинциях. Произвол, который творился в стране под непосредственным началом Росаса, был огромным: так, с 1835 года по 1840 год почти все население Буэнос-Айреса прошло по тюрьмам.

Так, Сармьенто говорит о том, что в то время самые выдающиеся граждане эмигрировали, распространялась бедность, общее образование ослабевало. Например, в 1831 году в Чили эмигрировали двести горожан, главы семей, молодые литераторы, адвокаты, военные и так далее. Что же касается образования, то т


[1] Сармьенто Д.Ф. Цивилизация и варварство. М., 1988. - 7 с.

[2] Казаков В.П. Сармьенто - Президент-реформатор Аргентины (1811-1888) // Новая и новейшая история. − 2014. − №1. - 182 с.