Глава 1. Проблема философского осмысления феномена отчуждения в контексте социокультурного пространства
1.1 Философское толкование проблемы отчуждения в культуре
У всего есть причина. То же самое касается и появления трансгуманизма как новой общечеловеческой проблемы, или даже дилеммы. Причина же заключается в отчуждении, а именно отчуждении культурном, которое самым ярким образом проявилось в человеческой культуре прошлого столетия.
Что же такое культурное отчуждение? Что оно собой представляет? Согласно определениям данным paзличными филocoфcкими cлoвapями, этo пpeждe вceгo, процесс разрыва социального и культурного единства. Например в тeopияx coциaльнoго договора, выдвигаемых такими мыслителями, как Т. Гоббс или Ж. Ж. Руссо этот феномен определялся как обезличивающий процесс, при котором происходит потеря индивидуальности в общественных отношений, что в свою очередь является результатом получения государством прав и свобод личности.
С другой стороны, Г. Ф. Г. Гегель1, в философской системе которого отчуждение являлось одним из основополагающих понятий, объяснялось как внешнее проявление деятельности мирового разума в природной и исторической областях, а так же как акт «опредмечивания» и институциализации человеческих сущностных сил. Последний из названных вариантов гегелевского толкования отчуждения был использован немецким философом Л. Фейербахом для объяснения религиозной веры как феномена. В его понимании Бог является чем-то «отчуждающим» для сущности человека, которая отделена от самого человека и даже занимает антагонистичную позицию по отношению к нему.
_______________________________
- Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель / СПб: Наука. 2012. 312 с.