Мифы финно-угров
35

четырехугольный участок для священной рощи, туда вело трое ворот. Через южные ворота заходили люди, через восточные заводили скот, через северные -приносили воду, чтобы варить жертвенное мясо. У восточных ворот ставили три столба, к первому привязывали  жертвенных лошадей, ко второму-быков, к третьему-овец, там вешали и шкуры жертвенных животных. У столбов вырытых с западной стороны приносили жертву богам, а с южной стороны располагалась поварня. Молились у священного дерева, забравшись на него  жрец призывал всех молящихся.Христианизированная мордва почитала не только языческих богов, но и Богородицу. Жрец спускался с дерева, наливал в ковш пива, клал туда мясо жертвенного животного и подносил богам. Один из жрецов брызгал в народ пивом, так приносили жертву Мастор-пазу, чтобы уродился хороший урожай. После чего призывал к высшим божествам: Чам-паз, Нишке-паз и Свет-Вирь-Нишке-Велень-паз, являлись у мордвы воплощение христианской Троицы, а затем молись Анге-Пятай-паз, Пресвятую Богородицу послать на хлеб белую зарницу и теплую росу. Далее следовало моление низшим божествам.                                                                                                                                                                                                                                           Самым почитаемым урочищем у мордвы и марийцев был Султан-Керемет. Тогда в  средние века титул султана носили правители казанского ханства. Мордва и марийцы молились  осенью, во время календарных праздников, поминая погибших на войне. Название святилища перешло на имя божества, созданного Шкаем в сказаниях мокши.

                                           Богатырь Тюштян 

               Когда Нишке создал землю, луга, леса, то увидел, что поваленные деревья в лесу неубранные, луга некошеные, тогда бог и создал эрзянский народ. Эрзяне сильно разрослись и стали спорить из-за земли, они не могли поделить лес, не могли косить луга. Тогда эрзяне решили выбрать старейшину, им оказался богатырь Тюштян, который мог пахать на двадцати четырех лошадях семью плугами. С богатырской силой он одолевал врагов, мог приказать волнам расступиться, взмахнув палкой или платком. Время его