Философская и общественно-политическая мысль Беларуси
13

    Наряду с идеей о монархической власти, Скорине принадлежит важная идея о приоритете нравственных ценностей в духовной культуре человека. В своих произведениях он формулировал идеал всесторонне гармонически развитой личности. Однако основой этого развития является нравственное воспитание человека. В предисловии к «Апостольским деяниям» он пишет о том, что считает врачевание человеческой души более важным делом, чем врачевание тела. Именно поэтому он и перевел Библию на родной язык, выступая тем самым в качестве проповедника и просветителя.

    По мнению известного белорусского философа Семёна Подокшина, Скорина является выразителем аристотелевско-цицероновской концепции «общего блага», согласно которой общее благополучие и счастье должно предшествовать индивидуальному. Скорина считал, что общее благо достижимо в обществе с помощью закона и права.

    Рационалистические и гуманистически-просветительские традиции Скорины продолжал и развивал Сымон Будный (около 1530-1592 гг.), один с основателей и работников Несвижской типографии, представитель антитринитаризма (отрицание триединства Бога), автор первых напечатанных на старобелорусском языке учебно-конфессиональных и полемических произведений – «Катехизиса», 1562 г., «Об оправдании грешного человека перед Богом», 1562 г. и др.

    В более поздних польскоязычных и латиноязычных изданиях  и в устной полемике с другими деятелями реформации на церковных синодах он резко критиковал каноническую христианскую догматику, церковные традиции, крайние радикальные социальные взгляды  польских и литвинских антитринитариев. Так, например, на заседании синода в Ивье в 1568 г. он выступил в защиту общественных и государственных основ ВКЛ, защищал частную собственность. Вместе с тем Будный требовал реформирования законодательства и образования. В 1574 г. он переводит на польский язык Новый завет и пишет к нему комментарии.  В этих комментариях он отрицает бессмертие души и существование загробного мира [9, c.139]. Будный положительно оценивал культуру европейского Возрождения,