Культура и искусство Византии
17

Шёл поиск и в развитии композиции храмов базиликального типа. В восточных приалтарных частях новых базилик стали сооружать небольшие купола, опирающиеся основаниями своих цилиндрических барабанов на четыре восточных колонны. Так появился тип купольной базилики.   Но всё это не решало основной задачи – создания образа «храма-Космоса», наглядно и выразительно символизирующего аристотелевско-птолемеевскую сферическую Вселенную

Да, храм должен символизировать образы Вселенной и Вселенской Церкви, но эта высокая религиозная идея вовсе не требовала буквального воплощения в композиции храма. Круг Мироздания мог символизироваться и через прямоугольную структуру постройки, несущую, однако, в своих формах ряд «намёков» на идею круга. К числу таких «намёков» следует отнести и сравнительно точную ориентацию плоскостей стен по сторонам света, как бы «привязывающую» храм к округлости пространства, и компактность прямоугольного плана, своими пропорциями более или менее тяготеющего к квадрату, но, главное, – купольный свод, венчающий основное пространство храма и в наибольшей мере символизирующий своей полусферой образ неба, Вселенной и заполняющей её Вселенской Церкви.

Такого рода задача требовала создания храма центрально-купольного типа – с большим единым подкупольным пространством, не расчленённым какими-либо внутренними конструкциями, с куполом, опирающимся непосредственно на стены или внешние пилоны здания.
Выдающимся образцом такого храма-символа стал знаменитыйсобор Святой Софии, построенный императором Юстинианом  в Константинополе в 532–537 годах. Его огромный купол диаметром в 31,5 метра опирался на четыре угловых пилона квадратного здания, к которому были пристроены трёхчастный алтарь, прямоугольный нартекс и боковые галереи. Гигантское (высотой до 55,6 метра), ничем не расчленённое пространство основного помещения храма, вмещавшее сразу несколько тысяч человек, выражало образ единого Космоса с такой впечатляющей силой, как, может быть, ни одно культовое сооружение во всей истории человечества.