XIX век как кульминация европейской цивилизации Нового Времени
11

мира.

Импрессионизм Еще ярче кризис реалистической традиции проявился в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др. ). Для него характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи. К тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности – в экзотические страны или в собственный внутренний мир.

Символизму буржуазный прогресс кажется скучным, он пассивно протестует против отношений купли-продажи, противопоставляя технократическому оптимизму и утилитаризму настроение тоски. По сути, символисты явились предвестниками кризиса технократической цивилизации.

К концу XIX в. рухнула вера в категории разума, рухнула вера в человека, обрушилась вся система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс как в автоматическую устремленность мира вперед, разрушена вера в Бога. И что же в результате? Потеряны все жизненные основания, утрачены все смыслы. В более широком философском контексте проблему переоценки ценностей ставит Ф. Ницше.

По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе, усталому декадентству. Переживаемый культурный упадок Ницше связывал с господством христианской религии и основанной на ней морали. Тем самым он фактически выбрасывал на свалку истории ценности, которые только и могли спасти от катастрофы технократический мир.

Между природой и человеком Новое время поставило мир культуры, противопоставив его божественному творению. В XIX в. сотворенный мир культуры, общество подобны гигантской фабрике, универсальной машине, которая нуждается не в саморазвивающихся личностях, а в деталях и винтиках. И вот уже сам человек – творец культуры – измерен средней производительностью труда.