Особенности синтеза национальных традиций и современного музыкального языка в хоровом творчестве Л.Дычко
23

(преимущественно терцовая, реже секстовая), встречается и комплексная (трезвучиями и их обращениями, септаккорды и др.).
Еще одним видом многоголосия, корни которого уходят в древнейшие пласты календарно-обрядового фольклора, является подголосочная полифония и гетерофония: унисонное движение, усложняющееся распеванием отдельных тонов мелодии различными мелизмами, глиссандированием. Распространенные сочетания с основным голосом – секундовые и терцовые, реже - квартовые и "гроздья" секундовых созвучий. Подобный принцип встречаем в хоровых колядках композитора: при постепенном добавлении к унисону следующей горизонтали (ленточное голосоведение) происходит изменение качественного состава вертикали: от унисона через консонансность и диссонантность к кластерности. Рассматривая вертикаль как сумму самостоятельных мелодических линий, композитор создает кое-где "сверхмногоголосное" сочетание кластерного типа (термин О.Письменной).