Положение рабов в комедиях Аристофана
7

 

«Мир»

 

  В «Мире», как и предыдущем, рассматриваемым мной, произведением рабы пронумерованы, здесь им даже не даётся имён. В диалоге между ними они идут под цифрами 1 и 2, а когда идёт диалог раба с Тригеем, раб так и обозначается словом «Раб». Здесь читателю и зрителю неважно, какой из них говорит, ибо своего индивидуального смысла они не несут.

  В «Мире» мы опять обращаемся к прологу, чтобы увидеть, что собой представляют рабы. Мы застаём их в хлеву перед домом Тригея. Они замешивают еду для жука, и жалуются лишь на то, что хлев жутко воняет, просят, обращаясь к зрителям, чтобы те подсказали, где купить им нос без ноздрей.

Прошу вас, если знаете, скажите мне,

                Где нос бы мне купить, в котором дырок нет

Здесь, на мой взгляд, яркий контраст между первой комедией «Всадники» и этой. Удивительно, что один и тот же автор у рабов самыми неприятными в их работе проблемами представляет публике вонь и страдания от угнетений хозяина. Здесь они не так его боятся, могут в чём-то упрекнуть или подсказать хозяину. Возможно это из-за невысокого класса хозяина, и слуги не ставят его на высокую ступень, не боятся. В данном тексте, мне показалось, что рабы выполняют роль не слуг, а помощников. Они разговаривают с ним почти как с равным, даже находят смелость упрекнуть хозяина в чём-то:

Второй раб

 

                Но зачем же лететь? Ты в своем ли уме?