Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте западноевропейской литературы первой трети 19-ого века
25

Для обоих произведений характерна автобиографичность. Современники Лермонтова в портрете Веры узнавали возлюбленную писателя Варвару Александровну Лопухину-Бахметьеву, с которой его связывали непростые отношения. Отношения Октава и Бригитты лишь отдалённо напоминали взаимоотношения Альфреда де Мюссе с Жорж Санд, зато в Октаве многие узнавали самого де Мюссе, хотя Поль де Мюссе, брат Альфреда, настаивал на том, что произведение частично содержит описание истинных чувств писателя, но факты, указанные в произведении неистинны.[1]

Роман является переходным от романтизма к реализму. С одной стороны, герой изображён в стиле романтизма и является представителем этой эпохи, с другой стороны, обстоятельства, окружающие героя, описываются духе реализма. О Мюссе можно сказать, что его роман представляет собой новый этап развития психологизма в литературном процессе, при котором писатель-романтик воспроизводит жизнь и рисует обстоятельства в реалистическом стиле.[2]

С 1820-х гг. во Франции появляется новое учение, под влиянием которого будет творить новое поколение романтиков. Социалист-утопист Сен Семон выступает против буржуазного общества. В русле этих идей была написана критическая статья Жорж Санд, посвещённая роману "Оберман" Сенакура. Ж. Санд отмечает, что развитие психологического романа очень важно для нравственного совершенствования всех членов общества:

"Для изучения психологии человека на протяжении веков эти редко появляющиеся и мрачные произведения имеют, возможно, большее значение, чем сами исторические факты: давая представление о моральном и умственном состоянии народов на разных стадиях цивилизации, они могут подчас послужить ключом к пониманию важных событий, до сих пор остающихся загадкой для современных ученых"

Роман "Исповедь сына века" был написан под влиянием социал-утопических теорий, а в России первым романом, в котором показана жизнь героя, как совокупность сложных и противоречивых процессов стал роман Лерм


[1] Romantic Emotion in Musset's "Confession d'un enfant du siècle" Ronald Grimsley  Studies in Romanticism // Vol. 9, No.2 (Spring, 1970), pp. 125-142 Published by: Boston University

Article Stable URL: http://www.jstor.org/stable/25599754

[2] Храповицкая Г.Н, Коровин А.В. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Западноевропейский и американский романтизм // Москва Издательство «Флинта», Издательство «Наука» 2003 с.284