Русская философско- этическая мысль конца XIX- начала XX вв
9

Основной добродетелью, по мнению Сартра, является честность. Человек не должен искать оправдания своим поступкам, перекладывать вину на других. Свои этические идеи Ж.-П. Сартр изложил в работе "Бытие и ничто".

А. Камю считал некоторые утверждения Сартра апологией вседозволенности. Он утверждал, что природа человека неизменна и ей присущи моральные ценности.

Как и все философы-экзистенциалисты, Камю полагал, что человек познает самого себя и мир посредством чувств, а не научного познания. Чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурдности, постоянного конфликта человека с абсурдным миром. Человек задается вопросом: "А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой?"

Абсурд, по мнению Камю, преодолеть невозможно, и не стоит смиряться с ним. Человек должен:

• утвердить самого себя;

• обладать максимальной ясностью ума,

• понимать выпавший ему удел и жить, не смиряясь с ним.

В работе "Бунтующий человек" Камю изложил идею метафизического и политического бунта против несправедливости удела человека. Бунт, отказ от рабского удела утверждают свободу, равенство, человеческое достоинство каждого человека, человеческую солидарность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) - представитель психоаналитического направления Его работа "Человек для самого себя" посвящена этическим проблемам.

Фромм считал этику прикладной наукой ("искусством жить"). Жизнь подчинена системе теоретически обоснованных норм.

Фромм утверждал также, что истинным критерием нравственности является разум, а удовольствие не может быть таковым, поскольку допускает патологический характер.

Существование человека - это динамичный процесс раскрытия его способностей и возможностей. Человеку необходимо познать себя: свою природу, свойства, тип характера и пр.