Экологическая этика в России. Экологические проблемы как проявление кризиса техногенной цивилизации
3

Введение

Греческое слово "oikos", означающее "дом", является корнем слов "экономика" и "экология". Со временем оно стало означать не сам дом, а тех, кто живет в доме. Экономика, более старшая из этих двух концепций, изучает то, как общество управляет своим трудом, временем и материальными ресурсами. Термин "oecologie" был придуман германским дарвинистом Эрнстом Геккелем в 1866г. Современное свое звучание он получил в 1890-х, когда были написаны первые мудреные экологические монографии европейских ботаников. К этому времени экология стала означать науку о том, как организмы (любого рода) взаимодействовали друг с другом и со всей своей средой. О. Леопольд, один из пионеров американской природной экологии, одним из первых увидел эту особенность. Американцам, воспитанным в духе теории общественного контракта Джона Локка, было нетрудно понять концепцию сообщности, полную этических тональностей.

Годом начала развития экологической этики в царской России можно считать 1865 год, когда в стране было создано русское общество покровительства животным. Идеология русского общества покровительства животным, основанная на любви к живому, находила явную поддержку в элитных слоях населения России. Общество поддерживалось членами царской фамилии, царями Александром II, Александром III, Николаем II. Идеи "покровителей животных" популяризовал таковой выдающийся российский писатель как Федор Достоевский. Следует добавить, что этическому отношению к живой природе способствовала господствующая в русской империи правоверная церковь (на средства церкви издавались даже особые книжки для детей, пропагандирующие гуманистическое отношение к животным. Большое значение имели и некие народные поверья и традиции, имеющие явную этическую и экологическую окраску ("воробей малеханький, а сердце имеет", "всякая птица безгрешна, потому что ходит босою").