Кузбасс
2

 

 

 

       Россия всегда считалась одной из ведущих угольных держав мира, а отечественная угольная промышленность при всех формах государственности и всех политических режимах неизменно оставалась в числе важнейших отраслей российской экономики.

       Кузбасс – крупнейший угольный бассейн страны, дающий более половины всего её угля, а угля ценных коксующихся марок – все 80%. Следовательно, быть ли теплу и свету в домах многих россиян, во многом зависит от работы наших шахтёров. И от них зависит степень загруженности отечественных металлургических заводов. Ещё понятнее значимость угольной промышленности делает следующая статистка: каждое рабочее место в этой отрасли стимулирует создание ещё шести рабочих мест в смежных сферах производства, включая, кроме металлургии, машиностроение, энергетику, химию и т.д.

       В 1989 году горняки Кузбасса впервые за всю историю отрасли в регионе покорили 150-миллионный рубеж добычи угля, однако это было достигнуто не за счёт технического и технологического переоснащения предприятий, а за счёт шахтёрского самопожертвования, неимоверно напряжённого труда, за счёт  эксплуатации оборудования на износ.

       В 1989 году многие шахтёры в открытую говорили: « Из нас выжали всё, что могли выжать. А мы не жалели себя, своего труда, чтобы выжить. Начальство в объединениях и министерствах не хочет видеть наших бед». Говоря словами классика, «…всё предвещало… мятеж».

       Забастовка началась с речи горного мастера шахты имени Шевякова г.Междуреченска В.Г.Кокорина, в которой он перечислял все факты унижения шахтёрского труда, а значит, унижения достоинств самих шахтёров. Коллективы вех пяти шахт проявили рабочую  солидарность с шевяковцами. Это произошло 11 июля 1989 года. Забастовщики предъявили Михаилу Ивановичу Щадову (министру угольной промышленности) свои требования – всего 42 пункта. Начавшись в Междуреченске с претензий  к властям всех уровней, забастовка в несколько дней охватила всю страну и вскоре к экологическим требованиям добавились и политические.