Введение
Человек, как существо социальное, неизбежно вступает в отношения с обществом. И одной из сфер этих взаимоотношений является морально-нравственная. Создавая общество, основанное на справедливости и мечтая о достойной и счастливой жизни, люди формировали нравственно-активную личность - человека, чьими принципами были честность, верность, человечность.
История попыток объяснения человеческой природы и формирования о ней научных представлений разделима на два периода. Многие века психологические знания взращивались в недрах философии и естествознания и только чуть более столетия назад оформились в самостоятельную науку, которая «во всех своих многочисленных ипостасях, и психология личности в первую очередь, не только затрагивает интересы людей и судьбы народов, но исходно превращает эти разнообразные интересы, страсти и мотивы человеческих поступков, таинства любви и скрытые пружины ненависти, взлеты и падения человеческого духа в предмет своего исследования». /Асмолов/
Всевозрастающий интерес к психологии личности привел к тому, что это направление стало одним из наиболее востребованных в психологической науке и превратилось в интегрирующую дисциплину, объединяющую психологию личности с психологией общей, социальной, клинической, культурной антропологией и менеджментом.(Асмолов)
Этимология термина «личность» прослеживается от греческого «persona», означающее «маска», «роль актера», исполняющаяся в театре (сравним с русским «личина»). В немецком языке термины «Persönlichkeit» и «Personalität» вообще разграничены. Термин «Persönlichkeit» близок к латинскому «persona» и отражает внешнее, публичное проявление человека, производимое им на других людей. А в значении «Personalität» (сравним с русским «личностность») характеризует, скорее, самобытный внутренний мир человека, его самосознание, автономность, его возможности осуществления свободного выбора и самоопределения.
В сегодняшних условиях люди с трудом определяют свою личностную позицию, что впоследствии приводит к неосознанному выбору. Людям навязываются стереотипы асоциального поведения и противостоять этому оказывается способен далеко не каждый человек.
Возможно ли разобраться в том, как образуется и действует нравственное саморегулирование личности, ее моральное "Я"?
Вопрос этот, многие века заботивший философов-этиков, теперь больше является прерогативой психологов. И условно распадается на три:
Определимо ли моральное «Я», стадии его формирования и развития.
Существует ли и какова взаимозависимость знаний, чувств и поведения.
Субстанциально едино моральное сознание либо оно парциально и зависит от особенностей ситуации и её интерпретации субъектом?
Изучение развития личности в течение всей её жизни приводит к выводу о том, что незаметные изменения, происходящие ежедневно, укрепляют или разрушают уже имеющиеся психические образования личности. Психические процессы являются "строительным материалом" для формирования структуры личности, так как именно они обслуживают деятельность и поведение личности на жизненном пути. Переход процессов в свойства личности путём их обобщения теоретически намечен С.Л.Рубинштейном.
Обобщение мотивов ведёт к появлению устойчивых черт характера. Обобщение действий - к появлению способностей.
Инициирование, направленность и содержание психических процессов зависят как от структуры и характера жизненных ситуаций, так и от структуры и характера личности. В контексте жизненного пути, однако, воплощаясь в новые формы и доходя до раздумий на тему "как, зачем и для чего жить?". На этом этапе восприятие становится созерцанием, память