Крупнейший авторитет в области детства польский педагог Я. Корчак сетовал на то, что "даже игры, как нечто – серьезное, не дождались солидных клинических исследований". Исследовать необозримое количество вариаций, стратегий игр, соответствующих определенным возрастам, или безвозрастных игр действительно очень сложно. И все-таки такие попытки предпринимались.
Мы сошлемся лишь на двух авторов — К. Гросса и А. Гомм. К. Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные. Английская исследовательница игр А. Гомм делит все игры на две группы: игры драматические и игры, построенные на "ловкости и удаче".
В литературе советского периода классификацию игр сделал в начале 30-х годов собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разбил на три основных формальных вида: игры драматические, спортивные и орнаментальные.
Попыток классификации игр немало. В педагогической энциклопедии читаем: "В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с моей точки зрения, на три большие группы:
1. Игры с готовыми "жесткими" правилами.
2. Игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть "вольное" творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры:
-собственно детские игры всех видов;
-игры-празднества, игровые праздники;
-игровой фольклор;
-театральные игровые действа;
-игровые тренинги и упражнения;
-игровые анкеты, вопросники, тесты;
-эстрадные игровые импровизации;
-соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты, свадебные обряды, игровые обычаи;
-мистификации, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады, игровые аукционы и т.д.
В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие, как КВН, "Что? Где? Когда?", «Самый умный», викторина и т.п. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.