Аристотель о возможности, действительности и энтелехии
17

действительность, а действительность – возможность; равным образом обстоит дело с материи и формой, о чем и говорилось ранее (1.3) То есть сами по себе эти категории не существуют, они есть лишь в единстве.

Учение Аристотеля об энтелехии, как высшей действительности, высшей сущности отвечает на главный вопрос всей «Метафизики» – что есть сущее (или – что есть бытие) и что присуще ему самому по себе. 

Действительность сущего – это его сущность, а действительность сущности – мышление (ум, разум). Ум есть высшая самотождественность сущего самому себе. Он есть в себе, для себя и благодаря себе. В нем совпадает его суть бытия (сущность) и существование. Разум есть мышление, мыслящее себя самого.

Ум как мышление мышления есть предмет, метод и суть первой философии. Ибо именно это есть действительно сущее, и познать его можно только таким способом.  Это есть единственно истинное познание и оно есть созерцание абсолютной истины. В остальных способах познания форма и содержание будут разниться, потому что предмет всегда будет лежать вовне, будет иным познающему.

Стало быть, первая философия – занятие, наиболее присущее человеку; это есть самое лучшее, блаженное и достойное занятие, лишь оно приводит к высшему благу.