Лирический герой в военных произведениях ю.и. визбора
3

– институт-песни, походы-песни, армия на Севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще – жизнь. Но обо всем этом – уже в песнях» [1:12]. В данной курсовой работе мы остановимся на такой стороне творчества Юрия Визбора, как проблема лирического героя в военных произведениях.

Для начала следует определиться с тем, что принято понимать под термином «лирический герой» в литературоведении.

Понятие «лирический герой» впервые было сформулировано               Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

В 1964 году известный литературовед Б.О. Корман в свом труде «Лирика Н.А. Некрасова», обращаясь к понятию «лирический герой Некрасова», указывает, что «было бы несправедливо делать вывод об идентичности биографического Некрасова и его лирического героя, как, впрочем, нельзя отождествлять эмпирический облик любого поэта с его лирическим обликом».  Вместе с тем автор отмечает, что «собственная жизнь, биография, внутренний мир служат для лирического поэта исходным материалом, который должен подвергнуться обработке, чтобы приобрести общее значение и стать поэзией: одно в процессе переработки опускается, другое сглаживается, третье резче выделяется, и в результате возникает художественный образ, который и похож и не похож на реальный биографический образ поэта». Кроме того, исследователь указывает, что сопоставление эмпирического и лирического начала автора необходимо «лишь в том случае, если мы, не ограничиваясь простой констатацией сходства или несходства, идём дальше – к установлению закономерностей претворения эмпирического, жизненного – в художественное, лирическое»