Оценка и анализ страхов в старшем дошкольном возрасте
2

Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире.

В значительном числе научно-исследовательских работ страх рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий (А.И. Захаров, 1988; Ю.А. Александровский, 1993; К. Хорни, 1997; Г. Эберлейн, 1981).

Факты свидетельствуют об увеличении числа детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания (А.М. Прихожан, 2000; Ю.З. Щербатых, Е.И.Ивлева, 1998; Р.Мэй, 2001). Страх и другие негативные аффективные тенденции (тревожность, агрессия) часто обусловливают отклоняющиеся формы поведения детей, поэтому этот аспект развития значим в процессе становления личности и индивидуальности ребенка.

Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.).

Исследование детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов (В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Э. ЛеШан, П.Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.)

Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, достаточно изучена (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и др.).

В то же время страх как отражение отношений ребенка со значимыми взрослыми - осмыслен в гораздо меньшей степени. Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.