Изучения истории родного края
3

ГЛАВА I.

§1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ!

 

Мещерская земля богата памятниками старины, особыми историческими достопримечательностями. В народной памяти сохранились были, предания, легенды.

По свидетельству историка Тацита, угро-финский народ «мещера» - что в переводу означает «лесные люди», было дикое и бедное племя. Они селились на возвышенных местах вблизи рек и озер, среди глухих лесов и почти непроходимых болот. Эти места были не только самым надежным убежищем от внешних врагов – степняков – кочевников, лес обувал, одевал и питал древнего жителя.

Поселения древнего человека появились на территории нынешнего Гусь-Хрустального района еще в послеледниковый период – эпоху мезозоя.

Задолго до образования древнерусского государства в районе рек Гусь, Колпь, Бужа, Дандур и других обитало мещерское племя (IX-X в.). Во времена междоусобиц граница между Владимирским и Рязанским княжествами проходила по этим рекам. Следы рязанского военного сторожевого пункта и поныне встречаются на правом берегу речки Гусь (от угро-финского «куси» - ель), между деревнями Сивцево и Уляхино.

В XVI в. князь А.М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в Мещерской земле «есть мордовский язык». Поэтому многие ученые полагают, что мещеры составляя один из диалектов мордовского, большое влияние на который оказали татары-мищари. В результате в языке мещеры появились как и у мищар цоканье и чоканье (черковь, цорт, чапля, цай). Эти выражения и в наши дни можно услышать в разговорной речи населения деревень Уляхино, Парахино, Долбино, Тащилово, Цикуль и др. Сказывается обрусение мещеры, а также отатаривание от касимских татар.

Люди племени мещера периода первобытнообщинного строя имели высокую по тому времени культуру. В краеведческих музеях Владимира, Рязани, Касимова для всеобщего обозрения выставлены кремневые и костяные наконечники стрел, глинянные черепки, каменные рубила и топоры, бронзовые витые браслеты. Подобные предметы материальной культуры были найдены в среднем течении реки Дардур, на территории рабочего п. Великодворье, возле д. Борзино на реке Колпь и многих других местах Гусь-Хрустального района.

В IX веке финские племена стали данниками варягов, а в X веке подверглись колонизации Киевской Русью. Летопись гласит, что в 1152 г. на землях финского племени мещера князь Ю. Долгорукий заложил городец Мещерский, ныне Касимов.

По свидетельству источников, славянские переселенцы – колонизаторы двигались в бассейны рек Оки и Клязьмы не массами, а отдельными дворами. В лесной глуши вырастал один, два, максимум  три двора. Коренные жители постепенно растворялись в среде более культурных пришельцев. Славяне, жившие еще родовым строем, завоевали землю не мечом, а сохой, тем сохраняя, живя бок о бок с коренными жителями культуру, быт и донесли в целостности до наших дней непонятные нам финно-угорские слова. Вслушайтесь в произношение названия притоков, впадающих в речки Гусь и Колпь – Нинур, Дардур, Сентур, Кикур, Чармус, Шершул, Татурмус, Ючер, Чиур и другие – все взяты из одного лексикона.

Славянские поселенцы заселяли Мещеру значительно медленнее, чем скажем Подмосковье или Ополье. И причиною этому была вода. Большая часть лесов, полей, лугов до сих пор заболочены или чрезмерно увлажнены. Что может вырасти на сильно увлажненных почвах, кроме осоки, камыша, мха?

Более интенсивно шло заселение мест, раскинувшихся по левой стороне речки Колпь. Там проходит так называемый Окско-Днинский вал. Его недра богаты кварцевым песком, известняками и глиной. Вырубая лес для избы и посевов, под влиянием ветра и воды почва постепенно разрушилась, стали появляться пески. Песчаная почва не представляла интереса для земледельца.

Тормозом заселения междуречья Оки и Клязьмы являлись и внешние факторы. С момента зарождения Рязанско-Муромского княжества и Ростово-Суздальской земли Мещера стала ареной междоусобных столкновений великих князей. Здесь несколько столетий хозяйничали татары. Сначала тут свирепствовали сборщики дани Золотой Орды, а несколько позднее татары Касимовского ханства. Оно было создано великим Московским князем Василием Темным в середине XV века и занимало территорию в радиусе 100 км. вокруг г. Касимова.

Касимовское «царство» существовало более 200 лет и кончилось уже в царствовании царей Романовской династии. Царский родственник Никита Иванович Романов получил часть бывшего Касимовского ханства в вотчинное владение. Здесь он основал село Заколпье. Кроме того, ему принадлежало еще 20 деревень, 23 починка и 44 пустоши. Среди них упоминается сельцо Константиново с деревнями Борисово, Дмитриево, часть села Григорьево, Окатово, Степаново. В 1682 г. бояре Романовы дарят эти земли Московскому Спас – Новому монастырю.