Мифы финно-угров
25

Повольжья это слово вскоре стало обозначать старые домусульманские  урочища и представлялось чем то злым и языческим. Священные рощи располагались у каждого селения и состояли из священных деревьев-берез, липы, дуба, ели, которые любил Керемет. Жертву керемету приносили под хвойным деревом, обратившись на запад или на север. Священное дерево имелось у каждого удмурта, возле которого он молился, а туно приносил жертву. Представление о мировом древе у удмуртов связано с поверьем о небесном столпе и мудоре-центре земли ,соотносившееся с деревом в великом лесу. В священной роще луде нельзя было ломать ветки, только в единичных случаях, когда нужно было себя украсить для жертвоприношения. Если нарушить запреть, то являлся Луд в облике медведя и расправлялся с нарушителем. Чаще Керемет или шайтан являлся злым духом, он мог проникнуть в жилища и наслать порчу на на людей, скот  поля. Моления Керемету совершались по случаю эпидемий и неурожая. Туно являлся хранителем рощи Керемета, во время жертвоприношений ему помогал ведынь и карты-от тюркского старик. Они считались жрецами - восясь, что означает"кто молится" и  утись"тот кто содержит святилище".Накануне жертвоприношения туно являлся в рощу и спрашивал какие жертвы угодны Керемету. Таким образом сакральное пространство у удмуртов имело два полюса: жилище куалу, воплощение дома и священную рощу Луд, где человек находился во власти сверхъестественных сил.

                                            Загробный мир

               От иного мира землю отделяет смоляная река, через эту реку умершего может перенести паук по паутине или умерший должен сам перебраться через реку по мосту, но если он упадет ,то погибнет в кипящей смоле.По другим легендам загробный мир находится за горами на Севере, там Омоль варит души грешников в кипящем котле. В поверьях коми нет четкого разграничения между адом и раем, где живут души праведников в белых избах, они также могут жить и в загробном мире. Также райская