Мифы финно-угров
7

видит утку летающую над водой и подставляет ей колено и лопатку.Утка, подогревая, высиживает яйца, но Вяйно не выдерживает жара и стряхивает их. Яйца разбиваются "на шесть кусков и семь осколков"[1], из нижней части возникает Мать-земля, из верней небосвод.По имени Вяйнямейнена, создавшего звездное небо, назван Млечный путь-"Путь Вяйнямейнена".В карельском варианте мифа создателем оказывается Сатана. По его приказу гагара трижды ныряет за землей, и когда птица устраивается на суше, а сатана спрятал часть земли во рту, появляется Дух Божий. Он увидел, что земли мало, и заставляет сатану выплюнуть спрятанную землю. Тот плюнул на север и образовались камни, скалы и горы. В эстонских народных сказаниях сохранился иной миф о создании мира: как синекрылая птица летала в поисках места для гнезда и нашла три куста: синий, красный и золотой. В золотом кусте из яиц появляются три сына: солнце, месяц и звезда. По другому мифу из четырех яиц появились люди, камни, солнце и луна. В эстонских сказаниях проявляется мотив о мировом древе-дуб,крона которого загораживала солнце и луну, когда же он упал ,то образовался огромный мост, ведущий в преисподнюю. Щепки от дуба обратились в звезды.Корни мирового древа уходят в царство мертвых. Образ мирового древа связан с образами четырех дев, которые чистят море серебряными щетками и прядут пояс из золота. Четыре девы -это девы судьбы,они схожы с греческими мойрами или скандинавскими норнами. Пояс судьбы отождествляется с человеческой судьбой, порванная нить -нить жизни: поэтому умершему на подушку клали красные нити косым крестом, чтобы покойник не возвращался с того света.  У эстонцев известен обряд, когда после смерти девушки вешали поясок на поминальную сосну, поэтому всякая нечисть ходила не подпоясанной. Сказания о мировом дубе содержат эсхатолгический мотив-рассказ о конце света:как у одного злодея было три сына-увечный, хромой, слепой: все эти признаки присуще нечистой силе. Когда увечный сделал лук, хромой сделал стрелы, а слепой стал стрелять, то


[1]Там же. С. 65