Акмеология в системе человекознания
5

Акмеология как наука с комплекса человекознания имеет разнообразные межпредметные связи с другими науками. Родовой наукой для акмеологии является психология психологические знания постоянно используются в акмеологических исследованиях. В частности, используются материалы таких направлений психологии, как: психология личности, дифференцированная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества.

Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» указал место акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд «педагогика – акмеология – геронтология». [1] В те годы это соответствовало ее научному статусу. Прошло время, акмеология расширила свое предметное поле, проведенные научные исследования показали ее возможности в решении сложных комплексных проблем, что обусловило расширение ее междисциплинарных связей. Изменились и точки зрения относительно ее места в системе наук о человеке. Остановимся на них.

В настоящее время распространенным является мнение, что родовой наукой для акмеологии является психология. Психология многими теоретиками науки (Б. М. Кедров и др.) часто оценивается как центральная дисциплина в системе современных наук, изучающих человека, поэтому психологические знания постоянно используются в акмеологических исследованиях. Особенно это касается таких направлений психологии, как психология личности, дифференциальная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества, а также специальных разделов психологии. Мало того, длительное время в акмеологии использовался исключительно психологический инструментарий исследований и прежде всего психодиагностические методы и развивающие психотехнологии. Они используются и сейчас, но уже в новом качестве и совместно с собственно акмеологическими методами. Но особенно тесные связи