Культура и искусство Византии
9

2. Византия – родина и конописания.

Используется темперная краска. Задача иконописи – воплощение Бога в телесном образе. Для передачи божественности образов складывается особый, строго определенный тип изображений. Был зафиксирован обязательный внешний вид святого. Дионисий Ареопагит разработал учение о символике цвета. Выработались принципы «обратной перспективы».

Излюбленной техникой монументальной живописи была мозаика - декоративное средство, которое более всего подходило для создания возвышенной и ирреальной атмосферы, помогающей верующим перенестись из мира реального в мир сверхчувственный, «мерцающая драгоценная живопись». Если в античности мозаикой украшали главным образом пол здания, теперь же композиция размещалась на стенах. Кубики смальты – стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшейся обжигу, составляли яркие композиции. Кубики несколько отличались по размеру и форме, из них не составлялась идеально гладкая поверхность. Неровность поверхности подчеркивала оттенок цвета, создавала мерцание тона. Эффект усиливает золотая смальта, не имеющая и не допускающая глубины. Поэтому фигуры святых, окруженные мерцающим золотом на вогнутых поверхностях, будто выталкиваются им в пространство храма, и у прихожан создается ощущение, что они пребывают среди парящих святых и как бы внутри самой святости.

Как реально присутствующая в реальном пространстве апсиды воспринимается Богородица с Младенцем Иисусом на коленях в храме св. Софии в Константинополе, парящая на головокружительной высоте.

Ее синий мафорий и платье, прихотливыми складками льнущее к коленям, поблескивающее жемчужное ожерелье на шее, зеленые парчовые подушки, на которых она сидит, придают ей сходство с цветком.

Еще более реально присутствие святых на мозаиках апсиды восьмигранной церкви Сан-Витале в Равенне (6 век), относящихся к времени правления Юстиниана Великого. На сфере в окружении двух ангелов восседает юный Спас. Облаченный в пурпурные одежды с золотыми звездами, он держит в левой руке свиток за семью печатями, а правой протягивает мученический венец святому Виталию, особенно почитавшемуся в Равенне. С противоположной стороны епископ Равенны преподносит Христу макет отстроенной им церкви Сан-Витале. Из скалистых уступов, сплошь усеянных лилиями и розами, символизирующими невинные души и кровь христианских мучеников, вытекаю 4 реки, под которыми подразумеваются 4 Евангелия. Благодаря симметричной композиции и лучезарным эмалевым сплавам зеленой, синей, голубой, фиолетовой, и белой краски в сочетании с золотом мозаики кажутся поистине божественным видением.