Византийская цивилизация: общая характеристика и основные достижения
11

Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.

Как ни парадоксально, своего наивысшего расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время как на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов – центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Византийские города, преодолев кризис VII– VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства. На средневековом Западе рост городов с XII в. привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической жизни феодального общества. Городское население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание, развивавшееся вне рамок традиционных общественных институтов. Эта борьба породила тенденцию к будущим существенным переменам и в результате привела к предельному обособлению сословий, а позднее – к зарождению в наиболее передовых странах того времени, в Италии и Нидерландах, раннекапиталистических отношений, появлению условий для развития мануфактур и в конечном счете – к гибели феодализма.